maximus67 (maximus67) wrote,
maximus67
maximus67

Франция в Мали - прощай, французская Африка

Оригинал взят у etoruskiy в Франция в Мали - прощай, французская Африка

Еще в конце весны 2012 года, осознав, что исламисты установили прочный контроль над севером Мали, Франция  "под аккомпанемент согласованного молчания мировых СМИ" в одиночку начала активную работу по организации внешней интервенции для воссоединения африканской страны в прежних границах под руководством дружественного Парижу правительства.

Многомесячные усилия Парижа в этом направлении увенчались успехом лишь в конце декабря 2012 года в виде резолюции Совбеза ООН, санкционировавшей любые меры, которые помогут правительству африканской страны освободить ее северную часть от повстанцев.

При этом предполагалось, что военная операция на севере Мали начнется после подготовки западными специалистами и оснащения военных формирований ЭКОВАС не ранее сентября 2013 года.

Вполне осмысленная и выверенная дата, но Франция начала боевые действия против малийских исламистов уже во второй декаде января. Практически самостоятельно, поскольку помощь других западных стран полностью остается в сфере военной логистики, а боеспособность войск африканских стран соседей Мали явно пока недостаточна для равноценного противостояния воинственным племенам туарегов и подготовленным джихадистам.

В свете этого у читателей, интересующихся событиями в Западной Африке возникает два вопроса:
1) Почему Франция так поторопилась в Мали.
2) Во что выльются в итоге боевые действия Франции против обосновавшихся на севере Мали исламистов.

1) Вынужденный "фальстарт" Парижа в Мали

Еще в апреле 2012 года министр обороны Франции (до майских президентских выборов) Жан-Ив Ле Дриан заявил, что: "Франция не должна брать на себя военную инициативу в Мали. Мы хотим, чтобы инициатива принадлежала африканским силам, прежде всего — Экономическому сообществу стран Западной Африки (ЭКОВАС), и, возможно, Африканскому союзу. Франция поддержит интервенцию, и, я надеюсь, также поступит и Евросоюз", — добавил министр,— "Необходимо обеспечить создание правительства национального единства, дать ему необходимую власть и распространить эту власть на север Мали, что неизбежно будет сопровождаться военной интервенцией, которую Франция может поддержать, но не будет выступать инициатором".

Тем не менее 11 января 2013 года, вопреки всем прошлогодним довольно логичным выкладкам, Франция вводит войска на территорию Мали. Традиция колониальных войн Франции в 19-20 веке бороться до последнего наемного или привлеченного в качестве союзника "туземца". И по логике первыми с исламистами должны были вступить в бой войска ЭКОВАС, которых следовало еще к этому подготовить и оснастить, но никак не французы.

Можно, конечно, утверждать, что Иностранный Легион, для Парижа по большому счету  такие же "туземцы", но нельзя забывать, что это одновременно и наиболее боеспособные формирования французской армии, которые целесообразнее пустить в ход уже после того, как в боях с исламистами Мали плотно завязнут местные военные и войска стран-соседей.

По всем оценкам этот шаг стал настолько же вынужденным, насколько и неприятным для Парижа. Исламисты севера Мали не стали ждать "своего срока" до осени 2013 и сами пошли в наступление, захватив 10 января город Конна в центральной части страны, и создав прямую опасность взятия столицы Бамако. Фактически Франция встала перед угрозой того, что до осени придется освобождать от сепаратистов все государство Мали, а не только его северную часть. А этого Париж, имеющий традиционные экономические и жизненно важные сырьевые интересы в Западной Африке, в отличие от других стран Запада, допустить не мог ни при каких обстоятельствах. Кроме того, неспособность противостоять крушению союзного правительства Мали для Франции означает окончательную "потерю лица" и пока еще достаточно сильного влияния в бывших колониях Западной Африки.

2) Кому выгодно сегодняшнее единоличное участие Франции в боевых действиях Мали

Весь 2012 год события в Мали носят достаточно странный, а часто противоречивый и нелогичный характер. Достаточно странно уже то, что малийские повстанцы в ответ на резолюцию Совбеза ООН, которая в том числе предполагает решение проблемы путем договорного процесса противоборствующих сторон (и такую позицию на словах поддерживают все члены Совета и даже, в некоторой мере, Франция), сначала проводят очередной акт вандализма над мавзолеями Тимбукту, признанными мировым наследием ЮНЕСКО, а потом просто вызывают огонь на себя, начав наступление на Бамако.

Но начало этого пути, все же гораздо интереснее.

Начнем с главного.

В отличие от движения Талибан, корни возникновения которого ведут в Лондон, прошлые связи исламистов, захвативших север Мали, указывают на Вашингтон.

Отделению Азавада от Мали инициировал военный переворот в Бамако, совершенный в марте 2012 под руководством обучавшегося в США капитана малийской армии Амаду Саного, за две недели до президентских выборов, фаворитом в которых считался про-французский кандидат Требилу Драме.

Амаду Саного.
Перед переворотом служил в малийской армии в звании капитана, занимая средние позиции. Преподавал английский язык в военном лагере в Кати. Также он получил обучение "в программах обучения в Соединённых Штатах, в штате Джорджия, и в составе Корпуса морской пехоты в Квантико, Вирджиния".


Восставшие обвинили правительство в неспособности оснастить армию для противостояния вооруженного восстанию туарегов, разгоревшемуся после убийства ливийского президента Каддафи в январе 2012 года.
Проще говоря, с начала года военные проиграли все битвы повстанцам-туарегам, а в результате обвинили в собственной профессиональной некомпетентности политического руководителя страны.

И здесь возникают серьезные вопросы.

Малийская армия была настолько безоружна и беспомощна, или просто сознательно, при негласном поощрении офицеров, саботировала борьбу с повстанцами-туарегами, подготавливая переворот заранее, и имея целью сорвать президентские выборы?

И если верно второе, что очень даже вероятно, то в чьих интересах действовали военные?

Вряд ли в интересах Парижа, которому абсолютно не нужен конфликт рядом с важнейшими районах добычи жизненно необходимых для экономики Франции нигерийского урана и алжирских углеводородов.

Британии и другим странам ЕС? Сомнительно, эти страны также ориентированным на углеводороды Алжира и Ливии. И война в Западной Африке, не являющаяся их зоной перспективных интересов, для них также лишняя обуза, особенно после "ливийской аферы", ударившей по нефтяному импорту Европы.

Франция и страны ЕС таким образом решили отодвинуть от ресурсов Западной Африки Китай? Маловероятно, неравнозначный обмен, так как Китай и без "малийских событий" последние годы, несмотря на значительные денежные инвестиции, целенаправленно терял влияние доступ к местному урану и нефти. Франции и ЕС лучше дать этому процессу "вытеснения Китая" развиваться далее, чем попытаться его подстегнуть рискуя собственной долей в добыче западноафриканских ресурсов.

В результате единственным глобальным игроком, имеющим преференции от событий в Мали, остается Вашингтон.

3) Глобальные интересы США в Западной Африке

1 октября 2008 года США впервые после завершения "холодной войны" создает за пределами Северной Америки специальное формирование вооруженных сил США - Африканское Командование (AFRICOM - АФРИКОМ), которое изначально получило достаточно широкое географическое поле деятельности от Европейского Командования вооруженных сил США EUCOM (ЕВКОМ).

Показательно, что в связи с активизацией деятельности АФРИКОМа по результатам первого года его существования иранский новостной Интернет-сайт еще в октябре 2009 выступил со следующими предположениями:
“Возможно, у Вашингтона есть пока не обнародованный план действий в Африке. В частности, вполне вероятно, что США намерены запускать беспилотные разведывательные аппараты с американских военных судов в районе Сейшельских островов (ранее уже сообщалось, что жители сомалийского порта Кисмайю регулярно наблюдают полеты “беспилотников”, - один из которых, кстати, был сбит, - возможно запускаемых с кораблей, находящихся в Индийском океане). Расширение сотрудничества Соединенных Штатов с Сейшелами, Мали и другими странами происходит как раз в то время, когда Белый Дом подыскивает причины для увеличения военного присутствия в Африке, как он это делал в свое время для оправдания вторжения в Афганистан, ракетных атак по территории Пакистана и начала военных действий в Ираке.


За 4 года с момента создания АФРИКОМа континент оказался опутан системой передовых операционных и совместных опорных баз США.

Одновременно американцы практически вытеснили французов из Сенегала, самой западной точки Африки, крайне удобной в транспортном отношении для морского сообщения с Америкой, и из Джибути - ворот Красного Моря и важнейшего узла для эффективного контроля трасс оживленного ближневосточного судоходства в Аденском Заливе и в районе Сомалийского Рога.

Военная Американская база "Лемонье" расположена на территории международного аэропорта Джибути. По данным GlobalSecurity.Org, это бывшие французские казармы, которые власти Джибути согласились передать США.

Вашингтон осознал, что напрасно так долго не уделял должного внимания Африке, будучи основательно занятым делами Азии и Ближнего Востока.

Сегодня ситуация изменилась. США твердо намерены прийти в Африку надолго и делают для этого все необходимое с присущей им основательностью.

А те, кто им может в этом помешать, неважно противники или союзники, должны уступить дорогу.

И в случае Мали, как ранее в Джибути и в Сенегале должна подвинуться Франция, единственная держава, имеющая на сегодня традиционные и наиболее близкие социально-культурные, экономические и военно-политические отношения с франкоязычными странами Западной Африки.

Безусловно, что США не будут просить об этом Париж прямо, а тем более давить на него силой. Франция в очередной раз по собственной воле еще к осени 2013 позовет Вашингтон на помощь в Мали. Потому что в Мали Париж гарантированно ждет собственный "Вьетнам" и "Афганистан", контуры которого видны уже сегодня:


4) Почему и как Мали станет для Франции новым "Вьетнамом"

1) США, Британия и другие страны ЕС, поддерживая Францию морально и предоставляя услуги военной логистики, пока не собираются помогать Парижу войсками.
Достаточно полно эта тема раскрыта британским изданием The Guardian в статье "Военное вторжение в Мали назвали повторной колонизацией Африки"
"Франция стоит перед перспективой увязнуть в продолжительной кампании против мятежников на севере Мали без должной поддержки союзников по НАТО и стран региона.
Газета отмечает, что Лондон оказывает Франции логистическую поддержку и считает французскую операцию в Мали соответствующей своим интересам, однако дал понять, что не примет участие в наземной или воздушной операции в Мали.
Германия также не хочет рисковать своими солдатами и деньгами. Это подтвердил глава местного МИД Гидо Вестервелле, сказав, что "размещение германских боевых подразделений не обсуждается".
С другой стороны, американцы одобрили военную кампанию французов в Африке, и в лице администрации президента Барака Обамы предлагают задействовать разведывательные беспилотники, поставку воздушных танкеров для заправки французской истребителей, и предоставление Парижу информации от разведки США по ситуации в Мали, плюс оказание ему тыловой поддержки.
Но издание не уверено, что Парижу нужно полагаться на США из-за их не целостной политики в Мали — они сами якобы хотели ввести войска в Мали еще летом. Например, издание New York Times написало о том, что малийские мятежники и племя туарегов с севера были обучены американскими инструкторами всем премудростям ведения боевых действий для защиты властей Мали от террористов.
По информации издания, за последние четыре года США провели в регионе крупномасштабную антитеррористическую программу, вложив от $520 до $600 млн в подготовку.


Также осторожен и тон американских политиков в высказываниях о ситуации в Мали
"Соединенные Штаты заявили о том, что поддерживают решение Франции начать военную операцию против исламистских боевиков на севере Мали и сотрудничают с соседними странами, помогая сформировать региональный контингент для осуществления интервенции. Вместе с тем, администрация Обамы отмечает, что должны быть и политические пути урегулирования конфликта...


...Официальный представитель Госдепартамента Виктория Нуланд заявила, что «проблемы в Мали не решить исключительно за счет обеспечения безопасности»: «Сотрудничая со всеми заинтересованными сторонами в Мали, мы настойчиво призываем начать подготовку к проведению выборов, которые должны состояться до апреля этого года. Эти выборы должны быть свободными, справедливыми и прозрачными».
Представитель Госдепартамента сказала, что помимо восстановления демократии, необходимо принять меры экономического характера для решения проблем менее развитых районов севера страны, с тем чтобы привлечь на свою сторону тех, кто готов отказаться от участия в террористической деятельности.
«Мы имеем дело с упорно сопротивляющимися бойцами, – подчеркнула Виктория Нуланд. – Среди них есть как те, кто представляет внешние силы, так и местные повстанцы, старающиеся решить свои проблемы насильственным путем. Есть также другие действующие лица, которые недовольны правительством и могут примкнуть к экстремистам, не имея других альтернатив».


2) За первую декаду боевых действий французские войска так и не смогли достигнуть сколь-нибудь существенных результатов против повстанцев-туарегов и исламистов.

Не успели французы 11 января отбить захваченный повстанцами город Конна, как исламисты 14 января взяли под контроль небольшой город Диабали, расположенный примерно в 400 км от столицы Мали Бамако. И бои за освобождение Диабали, несмотря на победные сообщения прессы от 18 января, продолжались еще 21 января.

При этом, пассивными действиями и оборонительной тактикой французам не одержать победы над сепаратистами. Рано или поздно, Париж будет вынужден перейти к масштабным наземным операциям, а, значит, понести чувствительные потери в личном составе. Это приводит нас к следующему пункту.

3) Личного состава Французского Иностранного Легиона, который сейчас насчитывает около 7,5 тыс солдат, может не хватить для ведения масштабных боевых действий против малийских повстанцев и придется привлекать подразделения французской армии.

Потери солдат из числа коренных французов настроят общественность страны против войны в Мали. А если этого будет мало, то исламисты попытаются организовать серию терактов во Франции, опираясь на значительную часть местных граждан из числа мусульман.


Не реагировать на это правительство не сможет, иначе страну могут ожидать протестные акции многократно более сильные, чем недавние погромы в крупных городах и Париже на почве протестов против социально-экономической политики правительства.

И у Парижа останется лишь два выхода.

Либо продолжать вести затяжную войну в Мали ценой крови собственных солдат и постоянно борясь с внутренней оппозицией и массовыми протестами.

Либо обратиться за помощью в военных действиях против малийских повстанцев к США, поскольку партнеры по ЕС вряд ли захотят жертвовать ради интересов Франции собственными солдатами.


И США на призыв Парижа гарантированно откликнутся. Вот только ценою за помощь станет "добровольная" передача Парижем Вашингтону рычагов влияния (отказ от них) на руководство западноафриканских стран.

А как на счет французских урановых рудников и нефтегазовых скважин?


Уверен, что они так останутся в пользовании французских компаний, Вашингтону эти ресурсы нужны намного меньше, чем доминирующее влияние в регионе. Вот только договариваться с местными правительствами об условиях и цене их эксплуатации Франции станет намного сложнее и накладнее.

Ведь не только Восток уважает реальную силу, это тезис также уверенно можно отнести и к Африке.

А для простых малийцев, в отличии от геополитических игроков, окончательный результат вполне прогнозируемый

Тем более, что уже сегодня военные в Мали серьезно нарушают права мирных жителей
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments