maximus67 (maximus67) wrote,
maximus67
maximus67

Category:

Президент РФ подписал закон обеспечивающий признание сельских обычаев и адатов

Президент РФ подписал закон обеспечивающий признание сельских обычаев и адатов


На сайте kremlin.ru появился подписанный, но еще не опубликованный ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 30.12.2012 N 302-ФЗ “О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ГЛАВЫ 1, 2, 3 И 4 ЧАСТИ ПЕРВОЙ ГРАЖДАНСКОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ” (принят ГД ФС РФ 18.12.2012)



Предварительно можно сказать, что ст.ст.5 и 8 в новой редакции заставят нас по-другому посмотреть на отношения жителей сельской местности Дагестана и других регионов СКФО




В старой редакции ст.5 ГК РФ говорилось о обычаи делового оборота. А в новой просто о обычаи выглядит она так



«Статья 5. Обычаи.



1. Обычаем признается сложившееся и широко применяемое в какой-либо области предпринимательско или иной деятельности, не предусмотренное законодательством правило поведения, независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе.



Президент РФ подписал закон обеспечивающий признание сельских обычаев и адатов


2. Обычаи, противоречащие обязательным для участников соответствующего отношения положениям законодательства или договору, не применяются.»



И в арбитражных судах, разрешающих споры между сельскими поселениями и сельскими предприятиями и в судах общей юрисдикции, рассматривающих споры между сельскими жителями ОБЫЧАЙ становится нормой, в соответствии с которой может быть разрешен спор ли как мы юристы говорим, становится предметом доказывания.



Еще больше уверенности в изменениях, которые нас ждут в сельской местности дает ст.8ГК в новой редакции.



В статье 8 «Основания возникновения гражданских прав и обязанностей» теперь установлено, что гражданские права и обязанности возникают, в том числе «из решений собраний в случаях, предусмотренных законом».



Решения сельских общин в отношении порядка пользования общими землями, пользования водой, порядком выпаса общей скотины, либо решения в отношении другого имущества, например, имущества мечети (вакуф) может стать основание для возникновения прав и обязанностей. Естественно, что это, то же станет инструментом для разрешения споров в судах.



Сейчас трудно полностью просчитать, к чему приведут все эти изменения.

Но то, что благодаря им многие и так существующие в сельской местности Северного Кавказа обычаи или адаты (обычаи введенные решениями сельскими общинами) получают большую ценность – это очевидно.



Интересный юридический «расклад» возникает в отношении сельских мечетей их статуса. Но, главное, возникает любопытный момент: будут ли общины пользоваться ст.5 и 8 ГК и вытекающими из них юридическими правами?


Большие перспективы появляются у третейских судов в сельской местности СКФО. Третейский суд, как добровольный орган по разрешению споров обязан выносить решения только на основании закона. Раз закон дает право пользоваться обычаем не только в предпринимательской деятельности, а также решениями собраний, не указывая вид собрания, то третейский суд получает право пользоваться нормами которые и так давно существуют, а значит расширяет свою теоретическую юрисдикцию.



Но жизнь, как главный отдел качества работы законодателя покажет, как это все будет работать.





Президент РФ подписал закон обеспечивающий признание сельских обычаев и адатов



Адаты, или обычное право народов Северного Кавказа, армян и тюрков. Аталычество.


..... Адат (от арабского "адат" — обычаи, привычки) — у тюркских и северокавказских народов, а также у армян — обычное право (то есть право, основанное на обычаях). Адат представляет собой совокупность обычаев и народной юридической практики в самых разнообразных сферах имущественных, семейных и т. п. отношений. Адат возник и существовал у мусульман в доисламский период, у армян, возможно, в дохристианский период. В исламский период за пределами Кавказа адат использовался в части, не противоречащей Корану. На Кавказе целый ряд норм адата использовался наряду с шариатом. Некоторые нормы адата сохраняют свою актуальность и в наши дни.


Адаты горцев Северного Кавказа


..... Как уже говорилось, адат — это так называемое обычное право, установленное обычаем, и совокупность традиционных норм северокавказских горцев, передаваемая из поколения в поколение. Адаты — неписаные законы, их исполнение было абсолютно обязательным, а неисполнение сурово наказывалось общественным сельским сходом. По мере исламизации народов Северного Кавказа (с XVI-XVII в.) к адатам стали добавлять нормы мусульманского теологического права — шариата.



..... Наиболее яркой нормой обычного права на Северном Кавказе представляется повсеместно распространенная кровная месть.

Поводом для кровной мести были убийство, ранение, похищение девушки, захват земли, оскорбление гостя, чести, домашнего очага, почитавшегося у горцев, и т.д.. Будучи обычаем родового строя, кровная месть сохранилась у некоторых народов до сих пор — в частности, у дагестанцев и вайнахов. В Дагестане, по сведениям А.В. Комарова, адаты в конце XIX — начале XX вв. позволяли убить своего кровного врага, нападающего грабителя, пойманного на месте преступления вора, похитителя женщины.



..... Кровомщение допускалось между лицами одного сословия, за убийство раба виновный платил только штраф. Право и обязанность преследовать убийцу или примириться с ним, как правило, принадлежали ближайшему родственнику убитого. Примирение могло совершиться не раньше, чем через год после преступления, и вес это время убийца должен был находиться в изгнании и скрываться от мщения. Кровная месть была долгом и делом чести для всех членов рода пострадавшего, бывали случаи, когда она прекращалась — в случае непримирения — лишь после полного уничтожения одного из враждующих родов.



..... В дореволюционной литературе приводится парадоксальный пример, когда в соответствии с адатами в одном из дагестанских селений кровомщение между двумя родами — тохумами длилось более 200 лет, а началось оно… в ссоре за курицу. Этнограф — кавказовед Л.И. Лавров опубликовал рассказ чеченского писателя Х.Д. Ошаева о том, как он со своими родственниками прошел через процедуру примирения кровников. Дело происходило при Советской власти, и Чечено-Ингушская республиканская комиссия по примирению кровников предварительно опросила всех Ошаевых.

После согласия Ошаевых (мстителей) па определенный день были вызваны все мужчины враждующих фамилий, включая военнослужащих. В присутствии членов комиссии, прокурора республики, почетных стариков селения и тысяч собравшихся зрителей обе враждующие стороны выстроились в шеренги друг против друга. После обращения председательствующего рукопожатиями обменялись сначала старейшие из враждующих фамилий, затем остальные мужчины по старшинству. Если хотя бы один мальчик не подал руку врагам, примирение не могло состояться. Но все обошлось — примирение состоялось, после чего получившие прощение кровники Ошаевых устроили угощение для них и гостей.



..... Это не романтическая экзотика. Это нормы выработанного веками саморегулирующего обычного права, основанного на мудрости народа и дающего возможность достойного примирения даже кровных врагов. Вряд ли мы преувеличим, если скажем, что эффективность обычного права горцев была для них несомненно выше современных часто изменяемых государственных законов.



..... Путешествовавший по Северному Кавказу в 1781-1783 гг. квартирмейстер на русской службе Штедер писал о кровной мести у осетин: «Кровавая месть и самовольные действия были обязательны среди семей; позор и презрение продолжались до тех пор, пока эта обязанность не была выполнена. Мщение, грабеж и убийство считались добродетелью, вследствие чего погибать считалось славным».



..... Обычай кровомщения универсален для обществ, находящихся на стадии родового строя или сохранения его остаточных явлений, о чем писал крупный этнограф-кавказовед М.О. Косвен: «Забота о самосохранении заставляет весь род вставать на защиту, хотя бы обиженным был лишь один из членов рода. Месть становится долгом, делом чести, священной обязанностью». Существование этого обычая на Кавказе, хотя и в видоизмененных формах, говорит об архаичности и стойкости традиционной общественной жизни у некоторых горских народов Северного Кавказа.



..... Сказанное объективно подтверждается у чеченцев наших дней бытованием явления, тем же М.О. Косвеном квалифицированного как «война — грабеж»: погоня за чужим добром, жажда обогащения. Формой ее воплощения является набег на ближних и дальних соседей, для чего из воинственных мужчин создастся дружина во главе с военным вождем (у чеченцев «бячча»). Факты подобных грабительских набегов, особенно на Ставрополье, хорошо известны. По Косвену это явление характерно для строя военной демократии, т.е. для периода постепенного упадка родового строя.



Вайнахские адаты


..... Согласно исследованию учёных, к началу XIX века союзы тейпов (тукхумы) имели каждый свой свод адатов. По общим правилам гражданские дела разбирались на основе шариата, а уголовные на основе адата. Также возможно разделить, например, чеченский народ на две основных категории по степени восприятия адатов и шариата (как противоборствующих правовых систем): равнинные тейпы и горские тейпы (тейпы Ичкерии — исторической горной местности на стыке границ Дагестана и Чеченской республики). При этом выяснится, что горские тукхумы являются менее исламизированными в вопросах исторического правового поля, так как ислам проник в их культуру значительно позже, чем его восприняли равнинные тейпы — разница составляет, по примерным оценкам историков, 150 лет.



..... Адаты народов вайнахской группы были задокументированы в XIX веке на русском языке, и изданы в 1882 году. Согласно некоторым мнениям, данные своды законов были более жесткими, нежели законы других, не-вайнахских народов, так как испытали на себе сильное влияние норм поведения и правил княжеских адатов Надтеречья.



..... Как правило, адат не дополняет исламские законы шариата, а расходится с ними или даже замещает их, что  особенно ярко видно на примере Северного Кавказа. Адат, например, у многих народов Кавказа включает законы кровной мести или кровного братства, хотя с точки зрения ислама это абсолютно недопустимо. Пророк Мухаммад высказывался категорически против применения кровного возмездия, которые были во времена язычества.



Уголовное право кавказских горцев


..... При самостоятельности родовых союзов (см. Тохум) и отсутствии государственной власти, споры по поводу обид, нанесенных членами одного рода члену другого, не могли иметь других последствий, кроме самосуда родов. Этот самосуд принимал двойную форму, смотря по характеру самой обиды. Обиды имущественные, к числу которых горцы относят не только случаи неисполнения принятых обязательств, но и преступления против собственности (воровство), дают повод к имущественному самоуправству. Сам обиженный или любой из членов его рода имеет право обратиться к насильственному захвату имущества обидчика или кого-либо из членов его рода. Такое допускаемое адатом самоуправство известно на западном Кавказе под именем "баранты", а на восточном — "ишкиля".



..... Под обидами личными горцы понимают такие преступные действия, в которых обиженным, по их воззрениям, является не частное лицо, но весь его род (убийство, увечье, поранение, оскорбление семейной нравственности). Такие обиды влекут за собою кровомщение. Последнее составляло обязанность не одних ближайших родственников-наследников, но и каждого, кто входит в состав одной с ними родовой группы. Род мстил роду, аул — аулу. Всякая личная обида, хотя бы она была вызвана необходимостью самозащиты, неосторожностью или случаем, причинена была сумасшедшим, даже животным, имела своим последствием кровную месть, причем уклониться от мщения, допустить обидчика к выкупу грозящего возмездия — считалось позором. Таково было положение У. права кавказских горцев в древний период.



Источники - http://fca.narod.ru/ , http://xamstvu.net/
Tags: Кавказ, Путин, Россия, законодательство, шариат
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 5 comments