maximus67 (maximus67) wrote,
maximus67
maximus67

Categories:

Су-35 / Су-35С - FLANKER-E



Многоцелевой истребитель. Разработан ОКБ им.П.О.Сухого как развитие Су-27 FLANKER. Общее руководство созданием самолета осуществлял генеральный конструктор ОКБ М.П.Симонов, руководителем темы Су-27М являлся главный конструктор (и руководитель темы Су-27) А.И.Кнышев, а затем - Николай Федорович Никитин, в дальнейшем - главный конструктор. В 1996 г., после перехода Н.Ф.Никитина на работу в АВПК "Сухой", главным конструктором и руководителем темы Су-27М и его модификаций назначен Владимир Сергеевич Конохов.

Разработка многоцелевой модификации Т-10М / Су-27М начата в начале 1980-х годов. Помимо оптимизации для ведения высокоманевренного воздушного боя самолет так же получил возможность поражения наземных целей управляемым ракетным оружием. Формально самолет относится к поколению 4++ реактивной истребительной авиации, но по мнению некоторых экспертов может считаться самолетом 5-го поколения. Самолет Су-35 второго поколения в начале 2000-х годов некоторое время носил наименование Су-35БМ ("Большая Модернизация"), которое позже перестало использоваться. Наименование "Т-10БМ", вероятней всего не является официальным.





Су-35С борт №06 красный серийный №01-05. Аэродром КнААПО Дземги, г.Комсомольск-на-Амуре, публикация 06.12.2012 г. (http://www.knaapo.ru).


Су-35 борт №901 с ракетами типа Р-77 и ракетами типа Р-73. Аэродром ЛИИ ВВС в Раменском, май 2012 г. (фото - Сергей Лысенко, http://russianplanes.net).


Су-35 борт №901 в программе авиасалона МАКС-2011, Раменское, 19 августа 2011 г. (фото - Владимир Язынин, http://russianplanes.net).

Предистория проекта. В 1982 г. прекращена разработка РЛС со щелевой антенной решеткой и электронным сканированием луча в вертикальной плоскости "Меч", которая создавалась в противовес РЛС AN/APG-63 самолета F-15. На серийные Су-27 устанавливалась РЛС Н001 с антенной Кассегрейна, которая не имела явных преимуществ перед РЛС  AN/APG-63. В то же время с 1983 г. на серийные истребители F-15C устанавливался улучшенный вариант AN/APG-63 с программируемым процессором сигналов и более совершенным процессором радиолокационных данных и были начаты работы по новой РЛС AN/APG-70 с еще более высокими характеристиками для "двухцелевого" истребителя F-15E (с 1987 г. станции APG-70 устанавливались на F-15C). В противовес этим РЛС модифицированный Су-27М предстояло оснастить новой РЛС с увеличенной дальностью действия, лучшей помехозащищенностью и дополнительными режимами работы "воздух-поверхность". Разработка РЛС с использованием опыта, полученного при создании РЛС "Меч", поручена НИИП им.Тихомирова. Предполагалось использование последних достижений цифровой вычислительной техники.

Кроме того, в 1984 г. в США начались испытания новой управляемой ракеты "воздух-воздух" средней дальности AMRAAM (Advanced Medium Range Air-to-Air Missile) с инерциально-корректируемой системой управления и активной радиолокационной ГСН. В 1989 г. ракета под названием AIM-120A поступила на вооружение истребителей F-15C/E, F-16C, F-18C и F-14D. После анализа в  ГосНИИАС МАП СССР возможностей американских истребителей с ракетами AIM-120 в сравнении с самолетами Су-27 и МиГ-29 с ракетами Р-27 стала ясна необходимость создания отечественной ракеты с АРГС. Отсутствие такой ракеты приводило к тому, что самолеты Су-27 и МиГ-29 значительно уступали в дальнем ракетном бою американским истребителям F-15 и F-16, вооруженным ракетами AIM-120A. На основании этого принято решение о создании ракеты "воздух-воздух" средней дальности нового поколения с АРГС и ИСУ - ракеты Р-77 РВВ-АЕ. Новая ракета должна была войти в состав вооружения модифицированных истребителей 4-го поколения Су-27М и МиГ-29М, а затем и других самолетов, в т.ч. и перспективных истребителей 5-го поколения.

Проектирование. Таким образом к 1984 г. определились требования к модифицированному истребителю Су-27М - обеспечение превосходства над последними вариантами американских самолетов F-15 и F-16 и придания ему качеств многофункциональности. В основе решения этих задач было оснащение самолета новой радиолокационной системой управления РЛСУ-27, перспективными ракетами "воздух-воздух" средней дальности с АРГС и вооружением для эффективного поражения наземных целей. так же планировалось оснастить истребитель бортовым радиоэлектронным комплексом обороны (на Су-27 имелись лишь элементы такого комплекса) и модернизированным навигационным оборудованием. Модернизации так же предполагалось подвергнуть средства отображения информации - большую часть прицельной и пилотажно-навигационной информации планировалось выводить на широкоформатные многофункциональные индикаторы на электронно-лучевых трубках и усовершенствованный коллиматорный индикатор на лобовом стекле.

29 декабря 1983 г. принято решение ВПК СМ СССР о создании самолета Су-27М. В соответствии с этим решением ОКБ им. П.О.Сухого приступило к разработке эскизного проекта истребителя. Работы велись в бригаде истребителей отдела проектов ОКБ, возглавляемой М.А.Погосяном. Общее руководство программой осуществлял Генеральный конструктор М.П.Симонов. На самолете решено было реализовать ряд конструктивных усовершенствований, проходивших в середине 1980-х годов отработку на летающих лабораториях на базе Су-27 и Су-27УБ. В первую очередь, это касалось применения переднего горизонтального оперения (ПГО), испытанного на Т-10-24, модифицированной системы дистанционного управления и системы дозаправки топливом в полете, опробованной на Т-10У-2. Так же на Су-27М предполагалось применить модификацию двигателей АЛ-31Ф с увеличенной до 13000 кг тягой, а для дальнейшего увеличения дальности полета обеспечить использование ПТБ емкостью по 2000 л.

В 1985 г. подготовлен эскизный проект Су-27М. В состав БРЭО вошла радиолокационная система управления РЛСУ-27, оптико-электронный прицельно-навигационный комплекс, комплекс радиоэлектронного противодействия, комплекс средств связи, аппаратура приборного наведения, система дистанционного управления, ответчик госопознавания, системы контроля, регистрации, сигнализации и т.п. Во всех комплексах предусматривалось широкое применение цифровых вычислителей.

Испытания. Сборка первого прототипа Т-10М-1 начата на опытном производстве ОКБ им. П.О.Сухого (завод №51, ММЗ "Кулон") в 1987 г. Прототип строился на базе серийного Су-27 производства КнААПО серийный №16-40 выпуска 1986 г. Первый полет Т-10М-1 бортовой №701 совершил в ЛИИ им.Громова в Раменском 28 июня 1988 г. Самолет поднял в воздух ведущий летчик-испытатель ОКБ Олег Григорьевич Цой.


Первый прототип Су-27М - Т-10М-1 борт №701 в Музее ВВС в Монино, начало 1990-х годов (фото - Christian Waser, http://www.airwar.ru).


Первый прототип Су-27М - Т-10М-1 борт №701 в Музее ВВС в Монино, 09 мая 1996 г. (фото - Валерий Савельев, http://russianplanes.net).


Прототип Т-10М-1 борт №701, Музев ВВС в Монино, не позже 2004 г. (http://www.aviation.ru).

18 января 1989 г., к испытаниям присоединилась вторая опытная машина (Т-10М-2, борт №702). Второй самолет также был переоборудован из серийного Су-27. На заводе в Комсомольске-на-Амуре началась подготовка к выпуску установочной партии модифицированных истребителей. первый Т-10М производства КнААПО поднялся в воздух 1 апреля 1992 г. (Т-10М-3). Позже на опытном производстве переоборудован и Т-10М-6 на котором была установлена новая ЭДСУ. Т-10М сборки опытного производства имели одноколесную переднюю стойку шасси - аналогично Су-27.

Всего в 1989-1994 г.г. выпущено 12 прототипов. 29 мая 1992 г. утвержден технических облик Су-35 / Су-27М в экспортном исполнении для демонстраций на международных выставках и авиасалонах. В 1995 г. начато серийное производство Су-35 на ОАО КнААПО (г.Комсомольск-на-Амуре), выпущено 3 самолета. В связи с отсутствием спроса как в России так и за рубежом 1 августа 1997 г. программа создания Т-10М / Су-35 закрыта в пользу Су-37 с двигателями с управляемым вектором тяги. Позже программа Су-37 так же была закрыта. Наработки по программе Т-10М использованы при проектировании самолетов Су-30МКК и Су-30МКИ.






Первый прототип оригинальной сборки КнААПО - Т-10М-3 / Су-35 борт №703 (фото - Paul Nann и Jukka Huppunen, http://www.airwar.ru).


Первый прототип оригинальной сборки КнААПО - Т-10М-3 / Су-35 борт №703 на авиашоу МАКС-1995, Раменское, август 1995 г. (фото - Максим Брянский, http://www.foxbat.ru/).

Второе поколение Су-35. В 2005 г. принято решение о возобновлении разработки Су-35. В серии самолет будет носить название Су-35С. Производство установочной серии начато на КнААПО (г.Комсомольск-на-Амуре) в 2006 г. Сборка первого прототипа второго поколения Су-35 - Т-10БМ борт №901 завершена летом 2007 г. и самолет приступил к наземным испытаниям. Первый полет состоялся в ЛИИ им.Громова на аэродроме Раменское 19 февраля 2008 г., пилот - Сергей Богдан. В начале июля 2008 г. на КнААПО уже велась сборка второго и третьего прототипов Су-35. Первый прототип Су-35 борт №901 совершил первый публичный демонстрационный полет в Раменском 07.07.2008 г. В июле 2008 г. объявлено так же о начале серийного производства Су-35 в 2011 г.  - якобы до 2020 г. планируется произвести для разных заказчиков 160 самолетов этой марки (заявление С.Короткова, "Сухой"). Второй летный прототип Су-35 поднялся в воздух на аэродроме Дземги в Комсомольске-на-Амуре 2 октября 2008 г. В феврале 2009 г. заявлено, что вскоре к испытаниям присоединится третий предсерийный самолет. По состоянию на 23 марта 2009 г. самолеты Су-35БМ совершили в общей сложности 100 полетов. Третий летный прототип Су-35БМ уже был оборудован РЛС в отличие от первых прототипов и другим БРЭО, но 26 апреля 2009 г. Су-35БМ борт №904 потерпел аварию при скоростной пробежке на аэродроме Дземги в Комсомольске-на-Амуре из-за отказа системы управления двигателем.




Су-35БМ борт №901 (16 или 19.02.2008 г.) и борт №902 (01.04.2009 г.) (http://www.knaapo.ru).

Государственные испытания и серийное производство. В ходе авиасалона МАКС-2009 (открытие 18.08.2009 г.) подписан контракт о поставках для ВВС России 48 самолетов Су-35С в период с 2012 по 2015 г.г. Аналогичный контракт предположительно будет подписан на 2015-2020 г.г. В середине ноября 2009 г. на КнААПО начато выполнение контракта на поставку Су-35С для ВВС России.

В июле 2010 г. заявлено о завершении предварительных испытаний Су-35БМ. Программу государственных испытаний самолета планировалось начать в  сентябре-октябре 2010 г. В перспективе в госиспытаниях предполается участие 6 самолетов. Первый серийный Су-35С производства КнААПО совершил первый полет 03.05.2011 г. на аэродроме Дземги (г.Комсомольск-на-Амуре) - это первый самолет проекта, полностью укомплектованный БРЭО.

15 августа 2011 г. первые два предсерийных самолета Су-35БМ (борт №№901 и 902) и первый серийный Су-35С начали программу государственных совместных испытаний в 929-м Государственном летно-испытательном центре (ГЛИЦ) ВВС. На Су-35БМ (901 и 902) выполнены предварительные летные испытания, в ходе которых были полностью подтверждены основные установленные летно-технические характеристики комплекса бортового оборудования и характеристики сверхманевренности, проверены характеристики устойчивости и управляемости, характеристики силовой установки, работа навигационной системы. В марте 2012 г. для участия в государственных совместных испытаниях передан Су-35С №4.

По умолчанию данные Су-35 первого поколения (1988 г.).

Конструкция самолета аналогична Су-27 с некоторыми отличиями. Аэродинамическая схема нормальная с передним горизонтальным оперением и двумя килями. Горизонтальное оперение и ПГО цельноповоротные. Прочность и ресурс конструкции выше, чем у базового Су-27. Самолет первого поколения оснащен вертикальными килями, отличными по форме и высоте от классических для Су-27 (кроме части прототипов, построенных на базе серийных Су-27). Контейнер тормозного парашюта клавишного типа. В свзяи с установкой РЛС новых типов изменены обводы носового радиопрозрачного конуса и центральной хвостовой балки. Тормозной аэродинамический щиток площадью 2.6 кв.м расположен сверху на фюзеляже за кабиной пилота. Угол отклонения щитка - 54 град, выпуск осуществляется при приборных скоростях до 1000 км/ч.

В процессе постройки конструкция самолета изменена с целью увеличения объемов топливных баков (для увеличения дальности полета самолета). Интегральные топливные баки размещены в т.ч. в килях самолета. 
Масса топлива в килях - 300 кг
Масса топлива дополнительно размещанного в крыле - 500 кг

Шасси трехопорное с управляемой передней стойкой, усилено по сравнению с базовым Су-27. На передней опоре шасси со стойкой полурычажного типа вместо одного колеса размерами 680x260 мм была установлено два нетормозных колеса размерами 620x180 мм.

Воздухозаборники сверхзвуковые с механизацией. Подвижные панели регулируемого клина и жалюзи подпитки расположены на нижней поверхности. Регулируемый трехступенчатый клин воздухозаборника состоит из связанных между собой передней и задней подвижных панелей. Передняя панель представляет собой вторую и третью ступени клина торможения воздухозаборника, задняя подвижная панель образует собой подвижную верхнюю стенку загорлового диффузора воздушного канала. Защитная сетка в убранном положении находится на нижней поверхности канала воздухозаборника. Выпуск сетки осуществляется против потока, ось вращения расположена за горлом в диффузорной части канала. Жалюзи подпитки расположены с внешней стороны нижней поверхности воздухозаборника в зоне размещения защитной сетки. Жалюзи выполнены "плавающими", т.е. открывающимися и закрывающимися под действием перепада давления. Они могут открываться как при убранной сетке, так и при выпущенной. Оптимальное торможение сверхзвукового потока в диффузоре воздухозаборника обеспечивается установкой его регулируемых элементов в расчетное положение автоматической системой регулирования воздухозаборника типа АРВ-40А. На боковой поверхности воздухозаборников установлены антенны станции предупреждения об облучении.


Су-35 / Т-10М-9 борт №709 в полете (фото - Paul Dopson, http://www.airwar.ru).

Су-35 / Т-10БМ - конструкция самолета полностью перепроектирована с использованием программного комплекса проектирования. Существенно повышен ресурс планера, изменен раскрой деталей фюзеляжа и планера, изменена форма килей (по форме ближе к форме килей Су-27), ПГО и тормозной щиток за кабиной пилога отсутствуют. Функции воздушного тормоза выполняют рули направления - при синхронном отклонении наружу.
Срок эксплуатации - до 30 лет
Ресурс планера - 6000 часов (И.Демин, ОКБ "Сухого", лента.ру)
Межремонтный ресурс - 1500 часов (Фомин)


Двигатели:
1) Т-10М - 2 х АЛ-31ФМ тягой по 12800 кг на форсаже.

2) Су-35 / Т-10БМ / Су-35С - 2 х ТРДДФ с УВТ  АЛ-41Ф1С / изделие 117С разработки НПО "Сатурн" с плазменной системой зажигания и электронно-механической системой управления. После освоения выпуска двигателя АЛ-41Ф1 / изделие 117 планируется их устанавливать на самолет. летные испытания двигателей начаты на самолете Т-10М-10 в марте 2004 г. первые два двигателя для первого летного прототипа поставлены на КнААПО в начале 2007 г. Испытания двигателей завершены 07.02.2008 г. В дальнейшем на Су-35С планируется устанавливать двигатели "изделие 117". Производство двигателей АЛ-41Ф1С планируется на паритетных началах "50 на 50" НПО "Сатурн" и Уфимским моторостроитльным ПО (г.Уфа).
Тяга двигателя:
- максимал без форсажа - по 8800 кг
- полный форсаж - по 14000 кг
- максимал форсаж / особый режим - по 14500 кг
Диаметр вентилятора - 932 мм
Масса двигателя - 1520 кг
Углы отклонения вектора тяги - +-20 град. в плоскости
Скорость отклонения векторя тяги - 60 град/с
Ресурс - около 4000 часов
Ресурс до 1-го капитального ремонта - 1500 часов (Фомин)
Межремонтный ресурс - 1000 часов (Фомин)


Двигатель АЛ-41Ф1С / изделие 117С (http://www.knaapo.ru).

На самолете Су-35БМ применяется вспомогательная газотурбинная двигательно-генераторная установка ВГТД ТА14-130-35 мощностью 105 кВт. ВГТД обеспечивает кондиционирование кабины и отсеков самолета, а так же электроснабжение переменным током с напряжением 115 / 200 вольт мощностью до 30 кВА.


Вспомогательная силовая установка ТА14-130-35 (http://www.knaapo.ru).

ТТХ самолета:
Экипаж - 1 чел

Су-35 / Т-10МСу-35Б / Т-10БМ / Су-35С
Длина22.18 м21.95 м
Размах крыла14.7 м14.75 м
Высота6.35 / 6.43 м5.92 м
Площадь крыла62.04 кв.м62.2 кв.м
Угол стреловидности крыла по передней кромке42 град.42 град.
Нагрузка на крыло при нормальной массе414 кг/кв.м410 кг/кв.м
Нагрузка на крыло при максимальной массе548 кг/кв.м611 кг/кв.м
Тяговооруженность при нормальной массе0,971,14
Тяговооруженность при максимальной массе0,740,76
Масса взлетная максимальная34000 кг34500 кг
Масса взлетная нормальная25700 кг25300 кг (2 х Р-77, 2 х Р-73)
Масса пустого18400 кг19000 кг
Масса топлива с ПТБ14300 кг
Масса топлива без ПТБ10250 кг11500 кг
Масса полезной нагрузки8000 кг8000 кг
Скорость максимальная на высоте2500 км/ч / 2.35М2500 км/ч / 2.35М
2.25 М (высота 11000 м)
2400 км/ч (в ходе первого этапа ГСИ в 2011 г.)
Скорость максимальная у земли1400 км/ч / 1.17 М1400 км/ч / 1.17 М (высота 200 м, подтверждено в ходе первого этапа ГСИ в 2011 г.)
Скорость максимальная без форсажаболее 1300 км/ч (более 1.1 М)
на первом прототипе Т-10БМ - 1.1 М
Скорость крейсерская800-950 км/ч / 0.75-0.9 М
Дальность полета максимальная с 1 дозаправкой6300 км
Дальность полета максимальная с ПТБ4500 км (на высоте, 2 х ПТБ-2000)
Дальность полета максимальная без ПТБ3400 км3600 км (на высоте, скорость крейсерская)
Дальность полета у земли (скорость - 0.7М)1580 км
Боевой радиус действия1600 км
Потолок практический18000 м18000 / 19000 м
18000 м (в ходе первого этапа ГСИ в 2011 г.)
Скороподъемностьболее 280 м/сболее 280 м/с
Время разгона на высоте 1000 м при остатке топлива 50% от нормальной заправкиот 600 км/ч до 1100 км/ч - 13.8 с
от 1100 км/ч до 1300 км/ч - 8 с
Максимальная эксплуатационная перегрузка9G
Площадь ЭПР (оценочная)0.5-2 кв.м
Разбег400-450 м (нормальная взлетная масса, полный форсаж)
Пробег650-700 м (с тормозным парашютом и нормальной посадочной массой)


Вооружение: подвесное вооружение на всех типах самолетов размещается на 12 точках подвески - 4 точки подвески вооружения под фюзляжем и 8 точек подвески под крылом.

Су-35 / Т-10МСу-35БМ / Т-10БМ
Артиллерийское встроенное1 х 30 мм пушка ГШ-30-1, боезапас - 150 снар. Пушка установлена в правом крыльевом наплыве.1 х 30 мм пушка ГШ-30-1, боезапас - 150 снар. Пушка установлена в правом крыльевом наплыве.
Ракеты "воздух-воздух" (варианты)10 х Р-77 РВВ-АЕ
8  х ракет типа Р-27РЭ / Р-27ТЭ
6 х Р-73, Р-73М
8 х ракет типа Р-27 или Р-77 + 4 ракеты Р-73
На 12 точках подвески возможно применение ракет типов КС-172, Р-27Э, Р-77, Р-73, РВВ-СД, РВВ-МД.

5 х КС-172
8 х Р-27ЭР1
4 х Р-27ЭТ1 и Р-27ЭП1
12 х Р-77 РВВ-АЕ
6 х Р-73
Ракеты "воздух-поверхность"на 6 точках подвески возможно применение УР С-25ЛД, Х-29Л, Х-59М, Х-31А, Х-31П; НУР типов С-8 (до 6 блоков), С-13 (до 6 блоков) и С-25 (до 6 шт);

для применения ракет Х-29Л, С-25ЛД и Х-59М самолет должен оснащаться контейнером системы управления оружием
На 6 точках подвески возможна подвеска боеприпасов Х-31, "Оникс" / BrahMos (1-3 шт), КР "Клаб" / "Калибр-А" (до 3 шт), Х-25, Х-29, Х-38, Х-58УШКЭ, Х-59МК (до 5 шт), С-25ЛД; неуправляемых ракет типов С-8 (в блоках), С-10 (в блоках) и С-25;
Бомбыбомбы:
16 х ФАБ-500М54 (по 4 шт на многозамковом держателе)
12 х ФАБ-500М62 / БетАБ-500Ш / ЗБ-500Ш
8 х КАБ-500Кр
36 х ФАБ-250М54
24 х ФАБ-250М62
48 х ФАБ-100-120 (по 6 шт на многозамковом держателе)
8 х КМГУ
8 х КАБ-500Кр
8 х КАБ-500С-Э
3 х КАБ-1500Кр
3 х КАБ-1500Л

бомбы различных калибров


Варианты подвески вооружения под Су-35 / Т-10М (http://www.airwar.ru).


Су-35 / Т-10М-9 борт №709 с одним из вариантов боевой нагрузки "воздух-воздух"(http://www.airwar.ru).


Варианты подвески вооружения под Су-35С / Т-10БМ (http://www.knaapo.ru).

Оборудование:
- Су-35 первого поколения:
Радиолокационная система управления РЛСУ-27 включет в себя РЛС переднего обзора Н011 со щелевой антенной, разработанную НИИП им.Тихомирова (главный конструктор - Т.О.Бекирбаев) и РЛС заднего обзора Н012 разработки НИИР "Рассвет". РЛС Н011 имеет, по сравнению с серийной РЛС Н001, увеличенные дальность обнаружения воздушных целей и зону обзора воздушного пространства по азимуту и углу места, обеспечивает сопровождение и обстрел большего количества целей одновременно, а также работает в режиме картографирования местности.В РЛС использован многорежимный широкополосный передатчик большой мощности на лампе бегущей волны с высоким КПД, малошумящий входной усилитель СВЧ-мощности и высокоэффективная защита от повышенного уровня проникающей мощности. В РЛС осуществляется цифровая обработка радиолокационного сигнала на основе перепрограммируемого сигнального процессора, применена высокопроизводительная цифровая вычислительная система. РЛС заднего обзора планировалось разместить в центральной хвостовой балке фюзеляжа. Возможности РЛСУ-27:
- нанесение упреждающего удара по любому воздушному противнику, в т.ч. малозаметному;
- атака наземных (морских) целей без захода в зону ПВО;
- применение оружия по воздушным и наземным (морским) целям по радиолокационной информации в одном вылете;
- обеспечение полета на малых высотах с обходом и облетом препятствий;
- участие в групповых действиях по воздушным и наземным целям;
- автоматизация всех этапов полета и боевого применения;
- осуществление автоматического контроля за состоянием систем с выявлением неисправностей в сжатые сроки;
- обнаружение типовых воздушных и наземных целей на дальности до 200 км, а крупных воздушных цели с большой ЭПР - на удалении до 400 км (подтверждено в ходе первого этапа ГСИ в 2011 г.);
- одновременное сопровождение воздушных целей в задней полусфере самолета;
- работа в условиях преднамеренных помех.

Оптико-электронный прицельно-навигационный комплекс включает в себя:
- пилотажно-навигационный комплекс ПНК-10М - включает в себя цифровой вычислитель, систему воздушных сигналов СВС-2Ц-У, радиовысотомер РВ-21, систему предотвращения критических режимов (СПКР), радиотехнические системы дальней и ближней навигации А-723 и А-312, аппаратуру определения взаимных координат самолетов группы (ОВК) А-315, доплеровский измеритель скорости и угла сноса ШО-13А, автоматический радиокомпас АРК-22, информационный комплекс вертикали и курса ИК-ВК-80, систему автоматического управления САУ-10М и другое оборудование.
- оптико-локационную станцию (ОЛС) ОЛС-27К - расположена перед кабиной пилота со смещением вправо.
- нашлемную систему целеуказания "Щель-ЗУМ"
- систему управления оружием
- измеритель угловых скоростей и линейных ускорений (ИУСЛУ)
- цифровую вычислительную систему.

Бортовой комплекс обороны включает в себя:
- станция радиотехнической разведки;
- теплопеленгатор пуска ракет;
- автомат постановки пассивных помех АПП-50
- станция активных радиоэлектронных помех "Сорбция" (в двух контейнерах на законцовках крыла);
- устройство управления на базе БЦВМ.

Предусматривалось применение системы взаимно-групповой защиты с более мощной станцией помех в подвесных контейнерах.

Типовой комплекс средств связи ТКС-2-27, также с цифровым вычислителем, включает КВ-радиостанцию Р-864Л, две УКВ-радиостанции Р-800Л и аппаратуру телекодовой связи, засекречивания переговоров и т.п.

Информационно-управляющее поле кабины летчика включает три высококонтрастных многофункциональных монохромных телевизионных ЭЛТ-индикатора с кнопочным обрамлением и усовершенствованный индикатор на фоне лобового стекла. Количество традиционных электромеханических приборов сокращено, им отведены только дублирующие функции.


Кабина Су-35 / Т-10М (http://www.airwar.ru).

На самолете применена цифровая система дистанционного управления в продольном, поперечном и путевом каналах (цифровая ЭДСУ).

Установлена система дозаправки топливом с выпускаемой штангой в предкабинном отсеке слева (как на Су-27K), обеспечено применение двух ПТБ-2000 емкостью по 2000 л.

Катапультное кресло К-36ДМ 2-й серии установлено с увеличенным до 30 град. углом наклона спинки - для снижения нагрузки на пилота при перегрузках и при катапультировании. Некоторое поднятие кресла вверх и смещение датчика ОЛС вправо от оси симметрии самолета улучшили обзор из кабины.

На самолетах Т-10М-11 и Т-10М-12 в 1995 г.  начаты испытания модернизированной РЛС Н011М с ФАР разработки НИИП им. Тихомирова (главный конструктор Т.О.Бекирбаев) и новой кабины на цветных LCD-экранах. Кроме замены щелевой антенной решетки на ФАР, произведена установка более производительного процессора, заменены вычислительные средства. Комплекс мероприятий должен был обеспечить:
- увеличение дальности действия РЛС
- увеличение зон одновременного сопровождения и атаки многих целей;
- увеличение количества одновременно сопровождаемых и атакуемых целей;
- повышение боевой эффективности самолета за счет временного совмещения режимов и боевых задач "воздух-воздух" и "воздух-поверхность";
- применение перспективного вооружения классов "воздух-воздух" и "воздух-поверхность".

- Су-35БМ / Су-35С второго поколения - новое БРЭО, новая современная ИУ, радиолокационная система управления  (РЛСУ) с многофункциональной РЛС с пассивной ФАР Н035 "Ирбис" / "Ирбис-Э". В линейных элементах фюзеляжа и носках крыла планируется разместить дополнительные антенны РЛС L-диапахона. Самолет оснащен оптико-электронной локационной станцией для обнаружения целей. Набор приборов в кабине пилота включает в себя 2 цветных LCD-дисплея и индикатор на лобовом стекле.


Кабина Су-35 второго поколения (http://www.knaapo.ru).


Кабина Су-35 второго поколения (фото - Владимир Щербаков, http://www.airwar.ru).

РЛСУ "Ирбис" с РЛС с ФАР Н035 "Ирбис" разработана Научно-исследовательским институтом приборостроения имени В. В. Тихомирова как дальнейшее развитие РЛСУ "Барс" (самолеты Су-30МКИ и Су-30МКМ), Разработка РЛСУ начата в 2004 г., испытания опытного образца начаты в 2006 г. Управление лучом электронное с механическим доворотом полотна антенны двухстепенным электрогидроприводом для увеличения угла отклонения луча. Серийное производство начато в 2008 г. ФАР размещена на двухстепенном электрогидроприводе (с управлением по азимуту и крену). РЛС оснащенна вычислительной системой с БЦВМ "Соло-35". Антенное устройство сканирует при электронном управлении лучом по азимуту и углу места в секторах не менее 60 гадусов. Кроме того, двухстепенной электрогидропривод механически доворачивает антенну по азимуту на угол до 60 градусов и по крену на угол 120 градусов. Благодаря этому максимальный угол отклонения луча по азимуту при электронном управлении и механическом довороте антенны увеличивается до 120 градусов. При работе по земле РЛСУ обеспечивает обнаружение, селекцию и сопровождение целей в нескольких режимах картографирования с различной степенью разрешения на дальности до 400 км при сохранении контроля над воздушным пространством.
Диапазон частот - X (8-12 GHz)
Диаметр ФАР - 900 мм
Углы обзора - ±120 град.
Время переключения луча - 400 мкс
Средняя мощность - 5 кВт
Пиковая мощность - 20 кВт
Количество приемо-передающих модулей - 1772 шт
Количество обнаруживаемых и сопровождаемых целей - 30 воздушных и 4 наземных
Количество одновременно целеуказуемых целей - 8 воздушных и 2 наземных
Дальность обнаружения:
- цели с ЭПР 3 кв.м на встречных курсах - 350-400 км (в зоне обзора 10 х 10 градусов)
- цели с ЭПР 3 кв.м на встречных курсах - 200 км (в зоне обзора 17,3 х 17,3 градусов = 300 кв.град.)
- цели с ЭПР 3 кв.м на встречных курсах на фоне земли - 170 км (в зоне обзора 17,3 х 17,3 градусов = 300 кв.град.)
- цели с ЭПР 3 кв.м на догонных курсах - 80 км (в зоне обзора 17,3 х 17,3 градусов = 300 кв.град.)
- цели с ЭПР 3 кв.м на догонных курсах на фоне земли - 50 км (в зоне обзора 17,3 х 17,3 градусов = 300 кв.град.)
- цели с ЭПР 1 кв.м - до 300 км
- цели с ЭПР 0,5 кв.м - до 240 км
- цели с ЭПР 0,1 кв.м - до 165 км
- цели с ЭПР 0,01 кв.м - до 90 км


Антенна РЛС с ФАР Н035 "Ирбис" на выставке МАКС-2009, 21.08.2009 г. (фото - Allocer, http://ru.wikipedia.org).




Отображение радиолокационной обстановки на многофункциональном дисплее в кабине Су-35С. Вверху слева - режим "воздух-воздух", справа - режим работы по наземным целям. Внизу - режим работы по наземным целям (http://www.knaapo.ru).
ОЛС-35 - оптико-локационная станция, установлена в носовой части самолета перед кабиной пилота справа. Обеспечивает обнаружение целей в оптическом (ТВ-канал) и инфракрасном (тепловизор)  диапазанох, а так же включает в себя лазерный дальномер-целеуказатель. ОЛС-35 отличается по элементной базе и программным алгоритмам от ОЛС самолетов Су-27 и Су-30.
Зона обзора и автоматического сопровождения - 90 град по азимуту и от -15 до +60 град по углу места
Дальность обнаружения бесфорсажной воздушной цели (передняя / задняя полусферы) q<15°:
- 50 / 90 км
- 80 км (в ходе первого этапа ГСИ в 2011 г.)
Дальность измерения до наземной цели - 30 км
Дальность измерения до воздушной цели - 20 км
Точность измерения дальности - 5 м
Количество одновременно сопровождаемых в ИК-диапазоне воздушных целей - 4


ОЛС самолета Су-35БМ (http://www.knaapo.ru).

Комплекс средств радиоэлектронного противодействия:
- аппаратура радиотехнической разведки - диапазон рабочих частот - 1,2...40 ГГц
- аппаратура постановки активных помех - диапазон рабочих частот - 4...18 ГГц
- контейнеры активных помех групповой защиты - диапазон рабочих частот - 1...4 ГГц

Самолет может получать целеуказание от воздушных, наземных или корабельных командных пунктов. может действовать в составе группы самолетов.

Система управления самолетом - электродистанционная - комплексная СУ КСУ-35 разработки МНПК "Авионика". Самолет оборудован системой дозаправки топливом со скоростью перекачки топлива до 1100 л/мин.




Су-35С серийный №01-06. Аэродром КнААПО Дземги, г.Комсомольск-на-Амуре, публикация 06.12.2012 г. (http://www.knaapo.ru).


ДАННЫЕ НА 2013 г. (стандартное пополнение)
Су-27М / Т-10М - Super FLANKER
Су-35 / Т-10М - FLANKER-E
Су-35БМ / "Т-10БМ" / Су-35 / Су-35С - FLANKER-E+

http://militaryrussia.ru/blog/topic-533.html

ПРОДОЛЖЕНИЕ


Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments