maximus67 (maximus67) wrote,
maximus67
maximus67

БРИКС: от многосторонности к многополярности.


БРИКС: от многосторонности к многополярности.

10 января 2013, Леонид Савин

БРИКС имеет ряд характеристик, согласно которым данный альянс является многоуровневым и многооперационным. Основная точка зре­ния — что это, в первую очередь, экономическая организация, за послед­ние годы приросла новыми векторами. Также считается, что организация является той платформой, на которой ее члены могут решать свои вопро­сы, связанные с международной системой. Раздавались голоса и о том, что создание БРИКС являлось результатом глобализации, которая не должна обязательно проходить в исключительно американском стиле.

 

В геополитическом контексте БРИКС рассматривается как альтернати­ва евроатлантическому сообществу, которая подразумевает совершенно иные методы работы с развивающимися странами. Говорится и о создании стратегической сети в развивающемся мире. К БРИКС нередко добавля­ют альянс IBSA (Индия, Бразилия, Южная Африка), а также Шанхайскую Организацию Сотрудничества (ШОС).

 

И если еще несколько лет назад говорилось, что Россия, как и страны БРИК не смогут конкурировать с США и Западным сообществом, то сей­час тон начинает изменяться.

 



«Многополярный мир» — это отдаленное будущее, а США, несмотря на все сложности, остаются единственной сверхдержавой и будет ею еще двадцать лет как минимум, — отмечал в середине 2008 г. Директор про­грамм по России и Китаю Центра Европейских Реформ Бобо Ло1, коммен­тируя возможности блока БРИК.

 

Джозеф Най младший был уверен, что этот проект не станет такой се­рьезной политической организацией, которой являются классические ве­дущие государства 2.

 

Несмотря на то, что западные СМИ отрицают возможность тесного взаимодействия между странами БРИКС, как из-за противоречий между Индией и Китаем, так из-за различия в политических и социальных систе­мах, организация показала свою жизнеспособность и прогресс во взаимо­отношениях. Кроме того, помимо двух совместных заявлений, озвученных в 2009 и 2010 гг., которые отражали концептуальную доктрину блока, сле­дующие декларации (Санья-2011 и Дели-2012) четко продемонстрирова­ли намерения группы проводить свою экспансию в глобальную политику.

 

Всемирный Банк (ВБ) в 2009 г. практически признал появление много­полярной международной монетарной системы, что произошло благодаря трансформационным процессам, запущенным странами БРИК 3. Как ука­зано в докладе, «вместе с зоной евро БРИК является источником давле­ния на международную монетарную систему, что приводит к сдвигам в гло­бальных экономических отношениях. Глобальная структура управления, определяемая доминирующей позицией США, ее либерализмом и под­держкой многосторонности, сейчас подвержена серьезным изменениям, так как распределение власти смещается к многополярности» 4.

 

Следует отметить, что термин «многосторонний» был взят на воору­жение администрацией Обамы для определения нового миропорядка. По выражению госсекретаря США Хиллари Клинтон он подразумевал на­личие коалиции стран, которые под патронатом США будут соуправлять мировыми делами. По сути, эта такая же форма доминирования и гегемо­нии Вашингтона, какая была раньше, только с большей ответственностью других государств.

 

Термин многополярность имеет совершенно другое значение. В меж­дународных отношениях полюс подразумевает военные, политические и цивилизационные альянсы государств, которые находятся в состоянии взаимного баланса и сдерживания.

 

Если рассматривать экономическую составляющую БРИКС, то, несмо­тря на то, что некоторые страны не имеют общих границ, этот блок по­ступательно бросает вызов единственной модели, привязанной к доллару США.

 

В отношении международной финансовой структуры уже давно выска­зывались критические замечания за ее несбалансированность и отсутствие координации. Неолиберальную финансовую систему в целом критиковали уже на протяжении многих десятилетий. В частности, около 30 лет назад Макс Корден назвал ее «несистемой» за ее несбалансированность и от­сутствие координации 5. Данная «несистема» вращается вокруг доллара, которые не обеспечен ни товарами, ни золотым запасом. Поэтому жела­ние упорядочить сложную сеть финансовых, ресурсных, товарных и сер­висных потоков вполне естественно для новых эмерджентных государств, учитывая, что Китай является второй по величине экономикой мира.

 

Согласно показателям Китай, Бразилия, Индия и Россия занимают вто­рое, седьмое, девятое и одиннадцатое места в мировой экономике. И их коллективное влияние на мировую динамику имеет беспрецедентный ха­рактер в современной экономической истории, хотя она все еще строится на парадигме разделения на развитые и развивающиеся страны.

 

Согласно статистике ВБ страны БРИКС составляют 53% глобального ВВП в размере 7250 млрд. долл. за период 2007-2010 гг. США за тот же пе­риод имели всего 592 млрд. долл. При этом на ближайшие годы ЕС и Япо­ния не ожидают улучшения своих показателей.

 

Не случайно британское издание «Гуардиан» во время проведения по­следнего саммита организации в Нью-Дели отмечало, что «БРИКС зани­мается созданием новой глобальной архитектуры... А на международном уровне Россия, Бразилия и Индия добиваются установления многополяр­ной международной системы, где они являются основными акторами» 6. Хотя некоторые считают, что Китай выстраивает новую двуполярную си­стему, это не соответствует действительности. Именно в КНР еще в 70-х гг. прошлого столетия начала разрабатываться доктрина многополярности (duojihua).

 

БРИКС влияет не только на экономический, финансовый и промыш­ленный сектор, но также и на геостратегический и, в конце концов, на международный легальный порядок. Расположение стран создает диаго­нальную ось из Северного Полушария (Евразия) к югу Западного Полу­шария (Индо-Латинская Америка), которая имеет в себе три ядра — ев­разийский полюс (Россия, Китай, Индия), Южную Африку и Бразилию 7.

 

Предыдущие прецеденты показывают, что страны альянса будут вы­страивать повестку дня по влиянию на глобальные международные дела поступательно, шаг за шагом.

 

Если ранее, на саммите БРИКС в 2011г. в Китае говорилось о необ­ходимости укрепления финансового сотрудничества посредством Банка Развития БРИКС, то весной 2012 г. во время проведения саммита Большой Двадцатки в Мехико министры финансов стран БРИКС пришли к согла­шению о создании многостороннего (multilateral) банка, который бы фи­нансировал проекты непосредственно в этих странах 8.

 

Пока еще БРИКС занимается координацией экономических интересов и не является политической и военно-политической силой как НАТО. Это частично объясняет разные позиции стран по поводу конфликта в Сирии и других вопросов. Но, как считает доктор Джаганнат Пада из Институ­та оборонных исследований и анализа (Нью-Дели), «политически члены организации могут и не быть объединены, имея различные системы и вну­треннюю политику. Однако мощная унифицированная позиция БРИКС может заставить США подумать дважды, прежде чем действовать в одно­стороннем порядке и принуждать Вашингтон работать в рамках диплома­тических процедур и диалога» 9.

 

Эксперты также отмечают, что консолидация и активные действия БРИКС связаны не только с желанием выйти из долларовой системы США, которую они вынуждены волей-неволей поддерживать, но также и осуществить защиту своих интересов. Например, Россия и Индия не до­пустили проведения медицинских и социальных реформ по шаблонам ВБ (так называемые программы структурного регулирования), в том числе воспротивились монополизации ряда жизненно важных отраслей транс­национальными корпорациями. При этом под сомнение ставится не толь­ко «Вашингтонский консенсус», но и действия Белого дома, что, в конце концов, приводит к эрозии «мягкой силы» США 10.

 

Во-первых, страны БРИКС переходят на взаиморасчеты в своей ва­люте, избегая оплаты в долларах США. Это не только ослабляет значение мировой резервной валюты, но и повышает доверие между участниками блока. Во-вторых, анонсирование о создании в ближайшем будущем бан­ка БРИКС также является серьезным шагом по развитию многополярно­сти. Фонд нового банка будет больше, чем суммарный ВВП примерно 150 стран (конечно же, имеются в виду страны, не относящиеся к сверхдер­жавам или региональным геополитическим центрам). Кроме того, страны БРИКС, создав новый банк, намереваются повлиять и на политику МВФ, где сейчас их взносы составляют примерно 11% (и квота голосования со­ответствующая).

 

Новый банк БРИКС однозначно сможет изменить финансово-поли­тический ландшафт во многих регионах, так как ВБ и Европейский Банк Реконструкции и Развития (ЕБРР) обычно навязывает политические ус­ловия вместе с займами. Предполагается, что банк БРИКС будет работать с будущими реципиентами без подобных условий и производить инвести­ции в области, где ВБ не работает, так как его экологические стандарты не подходят для реализации проектов типа строительства дамб, атомных станций и производства биотоплива.

 

Есть предположения, что банк БРИКС может начать кооперацию с инициативой Chiang Mai, созданный блоком АСЕАН + 3 (страны Юго-Восточной Азии, Китай, Япония и Южная Корея). Показательно, что в 2012 году размеры данного фонда достигли 240 млрд. долл., что составляет примерно ту же сумму, что запланирована и для банка БРИКС 11. Остается определиться с расчетной единицей банка либо создать корзину, которая будет привязана к резервным валютам или валютам стран БРИКС.

 

Данное перебалансирование финансовых и инвестиционных потоков может привести и к серьезным политическим сдвигам, так как будут пред­ставлять альянс и каждую страну в отдельности в более выгодном свете, чем западное сообщество, критикуемое за неоимпериалистический под­ход в отношении развивающихся стран. Руководству стран БРИКС уже необходимо выработать адекватную стратегию для работы со странами-реципиентами, так как некоторые эксперты из стран Третьего мира на­чинают высказывать предположения, что новый банк будет действовать суб-империалистическими методами 12. В частности, обвинялась экспансионистская политика Бразилии в отношении других стран Латинской Аме­рики и Африки, направленная на расширение рынков.

 

Что касается последней супердержавы, то некоторые авторы высказы­вают подозрения, что Вашингтон может не согласиться на видное место в будущей конструкции многополярного мира. И вместе с проблемами до­бычи природных ресурсов, изменения климата, распространением бедно­сти, США могут прибегнуть к глобальной военной агрессии для поддер­жания своего доминирующего положения, что, возможно, даже приведет к третьей мировой войне 13.

 

Как сдерживающий механизм для такого сценария у стран БРИКС не остается другого выхода, как создавать свою модель глобальной безопас­ности, основанной на принципах уважения интересов других суверенных государств и невмешательства во внутренние дела.

 

Этот проект возможен при достаточно глубокой институциализации ряда механизмов дипломатического характера, в том числе в отношении оказания взаимопомощи и применения военной силы. Опыт работы стран, входящих в БРИКС, в других альянсах, которые носят преимущественно военно-политический характер, может существенно помочь выработать доктрину межрегиональной безопасности и зон ответственности БРИКС в мире.

 



Оригинал взят у nikolino в БРИКС: от многосторонности к многополярности.
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments