maximus67 (maximus67) wrote,
maximus67
maximus67

Categories:

«Лошарик» остался без носителя

Подводная разведка России возьмет вынужденную двухлетнюю паузу из-за выработки ресурса базовой станции


«Лошарик» остался без носителя
БС-64 (пр. 09787) «Подмосковье» на модернизации на СРЗ «Звездочка». Фото: oosif.ru

Арктический поход уникальной мини-подлодки «Лошарик», о котором «Известия» написали в ноябре, оказался последним для ее носителя — подводной лодки БС-136 «Оренбург» проекта 667БДР («Кальмар»), переделанной под базовую станцию для мини-лодок. Эта станция перемещала «Лошарик» и еще три мини-лодки проекта «Нельма» к месту назначения, поскольку скорость передвижения самой мини-лодки невелика.


Сами мини-лодки официально именуются автономными глубоководными станциями (АГС) и научно-исследовательскими подводными лодками (НИПЛ), но, по неофициальным данным, они предназначены для сбора со дна обломков кораблей, самолетов и спутников, затопленных в океане, а также для проведения подводной разведки на сверхбольших глубинах — «Нельмы» могут погружаться на 1 км, а «Лошарик» — на 6 км.

При этом сами глубоководные мини-субмарины передвигаются достаточно медленно, поэтому к месту операций их доставляет лодка-носитель, переделанная из большой стратегической, у которой вместо ракетного отсека оборудована док-станция с креплениями и переходными шлюзами для экипажа. 

Как сообщил «Известиям» источник в оборонно-промышленном комплексе, в 2013 году лодка-носитель «Оренбург», спущенная на воду еще в 1981 году, будет выведена из состава флота и поставлена в очередь на утилизацию, поскольку выработала все ресурсы.

— «Оренбур» переделали в носитель мини-субмарин в 2002 году, когда лодке было уже 20 лет. С нее сняли ракетный комплекс с приборами управления и смонтировали стыковочное устройство. Причем это устройство вырезали из предыдущей лодки-носителя — БС-411, которая также имела имя «Оренбург» и была утилизирована в 2009 году, — пояснил собеседник «Известий». 

Сейчас для «Лошарика» делают новый носитель из атомной подводной лодки (АПЛ) БС-64 «Подмосковье». Но эта лодка не намного новее «Оренбурга» — «Подмосковье» спустили на воду в 1984 году — и тоже через несколько лет будет списана.

Правда, последние 13 лет подводный корабль стоит на судоремонтном заводе «Звездочка», ожидая переделки, поэтому часть ресурса лодки не расходовалась. Судя по фотографиям, отсек с ракетами у «Подмосковья» уже вырезали. При этом ожидается, что само стыковочное устройство для АГС не будут делать заново, а снимут с «Оренбурга».

Сами подводники недоумевают, почему для носителей их мини-лодок все время переделывают старые лодки, вместо того чтобы построить новую.

— Какой смысл тратить огромные деньги на переделку, если старые лодки сильнее шумят и выдают место работы гидронавтов. Сейчас на «Севмаше» заложили еще один носитель — АПЛ «Белгород», но и это далеко не новая лодка — ее начали строить еще в 1992 году по проекту погибшего «Курска» (949А «Антей»), а сейчас вот решили достроить уже как носитель для автономных глубоководных станций, — пояснил «Известиям» на условиях анонимности один из ветеранов-подводников. 

Он добавил, что пока «Подмосковье» не сдадут, мини-субмарины не смогут выйти в отдаленные участки океана. Кроме того, пока не будет достроен «Белгород», на четыре мини-лодки (пятую начали строить совсем недавно) будет всего один носитель. 

Представитель ОПК, попросивший не указывать его фамилии, пояснил «Известиям», что дело не в злом умысле, а в загруженности судостроительных мощностей. 

— Первоочередная задача промышленности — строить боевые лодки, потому что на них держится обороноспособность страны. А переделать уже готовую лодку намного проще и быстрее, чем строить новую, — не нужно создавать реактор, ходовую часть, органы управления, достаточно изменить несколько отсеков, — пояснил собеседник «Известий».

Примечательно, что «Оренбург» формально входит в ВМФ, а вот офицеры «Лошарика» являются сотрудниками Главного управления глубоководных исследований (ГУГИ) Минобороны, которое подчиняется напрямую министру обороны России. 

Источники - http://izvestia.ru/

--------------------------------------


Военный атомный батискаф «Лошарик» испытали в Арктике



Уникальная подлодка взяла со дна Северного Ледовитого океана пробы грунта, доказывающие принадлежность к России хребта Менделеева.


Военный атомный батискаф «Лошарик» испытали в Арктике
Фото: ИТАР-ТАСС/Мошков Николай

Глубоководная атомная станция проекта 10830 «Калитка», получившая за необычность конструкции прозвище «Лошарик», приняла участие в рамках экспедиции «Арктика-2012» в подводных буровых работах на шельфе Менделеева в Северном Ледовитом океане.

Как рассказали «Известиям» в Минобороны, лодка помогала корректировать бурильные работы, которые проводились с дизель-электрических ледоколов «Капитан Драницын» и «Диксон» для определения внешней границы континентального шельфа России.




— В результате совместной работы получен огромный объем геологического материала. Отобрано более 500 кг обломков классифицируемых горных пород. Результаты экспедиции лягут в основу заявки в комиссию ООН по морскому праву на подтверждение продолжения континентального шельфа России, ранее отклоненную за недостаточностью геологических образцов, и, соответственно, приоритетного права на разработку ресурсов шельфа, — рассказал собеседник «Известий».


Он добавил, что, по данным Минприроды, хребты Ломоносова и Менделеева обладают запасами нефти и газа в объеме более 5 млрд т условного топлива.


Во время экспедиции был обследован весь хребет и пробурено три скважины на двух участках с отбором образцов грунта. С помощью «Лошарика», оснащенного манипуляторами, грунт смогли собрать драгой (устройство очистки породы от наслоений), телегрейфером (большегрузный ковш с телекамерой) и гидростатической трубкой.

Военный атомный батискаф «Лошарик» испытали в Арктике


Работы велись на глубине от 2,5 км до 3 км в течение 20 суток. За счет атомного реактора и уникального титанового корпуса лодка может находится под водой намного дольше, чем гражданские батискафы на аккумуляторах.

По данным одного из участников экспедиции, у лодки в ходе работ были повреждена система внешнего освещения, которая помогает лодке «видеть» дно на глубине и находить различные предметы. Кроме того, придется ремонтировать манипуляторы, с помощью которых лодка забирает со дна океана пробы грунта и другие объекты.


Сейчас «Лошарик» готовят к техобслуживанию в 42-м цехе завода «Севмаш». Поскольку «Лошарик» оснащен атомным реактором, после каждого выхода в море лодку приходится поднимать в док и устранять мелкие неисправности.

— В ходе ремонта планируется восстановить техническую готовность лодки, проверить узлы и механизмы, в частности валы и гребные винты. Хоть глубина для этой лодки была не очень большая, но придется выравнивать корпус. Во время одного из погружений вышла из строя система внешнего освещения — заменим и ее, — пояснил источник в оборонно-промышленном комплексе.

Военный атомный батискаф «Лошарик» испытали в Арктике


Как рассказал собеседник «Известий», корпус «Лошарика» сделан из высокопрочного титана, поэтому устранить вмятины на корпусе намного сложнее, чем у обычной стальной лодки. Носителем «Лошарика» является переделанная стратегическая подводная лодка проекта 667 «Кальмар», у которой демонтированы пусковые шахты баллистических ракет — батискаф крепится под ее днищем.

— В феврале этого года мы уже ремонтировали «Лошарик». Готовили его к походу на Северный полюс. Установили дополнительное батиметрическое оборудование для сейсмического профилирования морского дна — в частности, профилограф (устройство для замера глубины донных отложений), гидролокатор бокового обзора и т.д. Тогда же подготовили запасные части и титановые плиты для повторного ремонта. Доработали и лодку-носитель, установили на нее многолучевой эхолот, — продолжил представитель Минобороны.


— Потребность в таком аппарате очень высокая. В России помимо «Лошарика» на глубине 2–3 км могут работать только глубоководные станции «Мир». В прошлую экспедицию под руководством Артура Чилингарова использовали оба «Мира». Но сейчас выполнить пришлось более сложные и длительные подводные работы. Для нее у «Миров» не хватает автономности. Поэтому решили использовать «Лошарик», — пояснил собеседник «Известий».

Военный атомный батискаф «Лошарик» испытали в Арктике


По словам представителя Минобороны, если «Мир» работает на аккумуляторах, которые обеспечивают работу в течении 72 часов, то «Лошарик» — это полноценная субмарина с атомным реактором. Он позволяет обеспечить автономную работу батискафа в течение несколько месяцев. На ней есть места для отдыха экипажа, рабочие помещения, камбуз и т.д. При этом регенерация воздуха и воды обеспечивается не хуже, чем на космических станциях.

— «Миры», по сути, — прогулочные батискафы. Манипуляторы у них слабые, с ограниченным количеством движений, дополнительные средства батиметрии не поставишь, — объяснил представитель «Минобороны».

Сейчас «Лошарик» вместе с носителем входят в состав Главного управления глубоководных исследований (ГУГИ) Минобороны, которое подчиняется напрямую министру обороны Анатолию Сердюкову. В военно-промышленных кругах ГУГИ неофициально называют подводной разведкой.
Источники - http://izvestia.ru/ , http://nnm.ru/



О «Лошарике»:

Комплекс пр.10830 / 1083К, ПЛА пр.10831 / "пр.210 Лошарик" – LOSHARIK




Tags: «Лошарик», Военный атомный батискаф, Россия, Северный Ледовитый океан, арктическая нефть, бурение, шельф Менделеева
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments